Что такое IPO

IPO (Initial Public Offering — первичное публичное размещение акций). Российский бизнес в настоящее время выходит на качественно новый этап своего развития: на смену хаотичным девяностым, с их рейдерскими «налетами», разнообразными лобби и другими подобными способами формирования и привлечения капитала, приходят цивилизованные методы конкурентной борьбы, формируется рынок, компании совершенствуют методы корпоративного управления.

Сегодня у предприятий и организаций как никогда возникает потребность в привлечении длинных финансовых ресурсов на различные цели, будь то обновление основных фондов или модернизация и расширение бизнеса.

В России под IPO понимается не только первичное размещение акций на фондовой бирже, но и вторичное размещение посредством выпуска ADR или GDR, а также размещение конвертируемых облигаций.

Привлечение капитала не единственная цель проведения размещения для компании. Это прежде всего повышение престижа, а для первоначальных собственников — возможность продажи бизнеса и реализация прибыли. IPO может проводиться и с целью рекапитализации, когда средства, вырученные от размещения, используются на погашения или реструктуризацию задолженности.

Для менеджмента компании размещение на рынке ценных бумаг – это фактически кредиты под очень даже выгодный процент. Для собственников — дополнительная прибыль от разницы в оценке активов и признанной (разыгранной) рынком, еще и возможность вытеснения (размытия долей) миноритарных акционеров.

Выделим следующие методы организации IPO:

— открытое предложение;

— аукцион;

— формирование портфеля.

Открытое предложение, или метод фиксированной цены, предполагает установление цены продажи акций заранее. Инвестиционная компания, организующая размещение, не прекращает регистрацию заявок на покупку акций, пока величина спроса не превысит величину предложения или же сам эмитент не остановит процесс подачи заявок. Фиксация цены заранее не позволяет максимизировать прибыли от размещения и лишь увеличивает связанные с размещением риски, например в случае неадекватной предварительной оценки спроса.

Аукционы чаще всего проводились и проводятся при приватизации государственных компаний, известных широкому кругу инвесторов. И одной из основных издержек аукциона, не считая риска неполной реализации выпущенных акций, является непредсказуемость торгов и возможность манипулирования ценами.

Метод формирования портфеля, или книги заявок, на сегодняшний день — самый распространенный способ IPO. Традиционный для американских инвестиционных банков, он стал широко применяться в странах Европы и Азии в 90-е годы, когда для крупных приватизационных проектов и выхода на фондовые рынки местных компаний были привлечены инвестиционные банки из США. При формировании книги заявок определяется диапазон цены, в рамках которого институциональные инвесторы выставляют свои заявки. Инвестор может выставить заявку на покупку. Распределение акций происходит согласно занесенным в книгу заявкам, однако ввиду сложности процесса распределения акций организаторами IPO между инвесторами редкие заявки выполняются точь-в-точь, как они были зарегистрированы.

IPO — мероприятие не только затратное, но и весьма продолжительное по времени (от 6 до 24 месяцев), требующее высокого уровня подготовки. После размещения акции еще в течении месяца –двух «поддерживаются» в цене.

Регламент такой:

Компания хочет привлечь денежные средства (под 24% годовых пусть берут непродвинутые). Обращается к специальной компании (устроителю), которая проверяет, настраивает все процессы, вводит прозрачность и т.п. для целей публичности. Далее нанимается инвестор (как правило банк) который после расчет устроителя должен выкупить всю эмиссию оцененных ценных бумаг. Далее инвестор продает частями акции среди записанных в очередь желающих, естественно со своей маржой. Компания после уплаты налогов фактически получает чистый капитал, инвестор страхует падения акций и не завышает норму прибыли на акции до спекулятивного. Фактически желающие покупают акцию на 1-2% отличающейся от номинала. Ну а далее в обращении все зависит от судьбы, эмоций, и прочих обстоятельств (трейдеров, рейтингов).

Какие из этого всего следуют выводы, можно ли на этом заработать? Да — чем менее авторитетна компания, тем более доходно может быть размещение, так же верно и в обратную сторону. Но в любом случае первые покупатели всегда в выигрыше, их риски могут быть покрыты декларируемым номиналом акций инвестора. Так что ловите ветер IPO.

П.С. Подруга (в риэлтерском бизнесе 10 лет) возмущается отсутствием свободных депозитных банковских ячеек для сделок: «…Никогда такого еще не было…». Получается все деньги в КЭШе и точно не в рублях. Народ в пережидании. Банки изгаляются придумывая новые продукты для изъятия денежных средств, народ же верит только банкам т.е. трехлитровым вместительным емкостям и лучше в укромном месте. Но производство недолго выстоит в такой ситуации, думаю — оживление получится естественным образом за счет выхода компаний на публичность, чего ждать руководство ОАО РФ когда оно продекларирует «ДНО».

Запись опубликована автором в рубрике Без рубрики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *